Ольга Сергеева - консультант по вопросам налогового планирования и управления личными финансами


.:: МЕНЮ САЙТА ::.
Главная страница

Обо мне

Налоги
Налогообложение юридических лиц
Налогообложение физических лиц
Ссылки

Философия накопления
Линия жизни
Накопительное страхование
Доверительное управление
Потребительские программы

.:: СЕРВИСНОЕ МЕНЮ ::.
Добавить в избранное

Карта сайта
Новая версия сайта

Гостевая книга

Почта

Подписка
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

.:: ДРУЗЬЯ САЙТА ::.

.:: КНОПКА САЙТА ::.

Сайт о налогах и финансах NalFin.narod.ru



.:: СТАТИСТИКА ::.

Рейтинг@Mail.ru


Представление налоговой декларации по НДФЛ. Налоговые споры

.:: НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ | ДАТА: 2006 - 2007 ::.



1. Категории физических лиц, представляющих налоговую декларацию. Порядок представления физическими лицами налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц
2. Арбитражная практика по вопросам налогообложения доходов физических лиц

1. Категории физических лиц, представляющих налоговую декларацию. Порядок представления физическими лицами налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц

Декларация формы N 3-НДФЛ заполняется налогоплательщиками, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также налогоплательщиками, получившими доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Декларация формы N 4-НДФЛ распространяется на доходы, полученные физическими лицами начиная с 1 января 2005 г. Она заполняется физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, в следующих случаях:
- при появлении в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в 5-дневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком;
- при значительном (более чем на 50%) увеличении или уменьшении в налоговом периоде дохода налогоплательщики обязаны представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой на текущий год. При этом налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей по налогу на доходы на текущий год по не наступившим срокам уплаты.
В соответствии со ст. ст. 227 и 228 НК РФ декларацию 3-НДФЛ в обязательном порядке представляют следующие категории налогоплательщиков:
- физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
- нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
- физические лица - исходя из сумм вознаграждений, которые они получили от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, по заключенным с ними гражданско-правовым договорам, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
- физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности;
- физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получившие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;
- физические лица, получившие выигрыши от игры в лотерею, в игре на тотализаторе и в других основанных на риске играх, - исходя из сумм таких выигрышей; при этом размер выигрыша значения не имеет.
Все вышеуказанные лица должны не позднее 30 апреля, года следующего за налоговым периодом, подать декларацию 3-НДФЛ в территориальный налоговый орган по месту своего жительства
В случае прекращения деятельности, указанной в ст. 227 НК РФ, и (или) прекращения выплат, приведенных в ст. 228 Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить декларацию 3-НДФЛ о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Если иностранное физическое лицо прекратило в течение календарного года деятельность, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со ст. ст. 227 и 228 НК РФ, и собирается выехать за пределы территории Российской Федерации, то декларация 3-НДФЛ о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. В силу этого, при заполнении декларации 3-НДФЛ по итогам за налоговый период, налогоплательщики указывают в ней все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов, суммы налога на доходы физических лиц, уплаченные у источника выплаты, суммы налога на доходы физических лиц, уплаченные на основании налогового уведомления на уплату этого налога, а также уплаченные самостоятельно, и суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате (доплате) или возврату из бюджета. Налогоплательщик должен уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, подлежащую уплате (доплате) за налоговый период, не позднее 15 июля года, следующего за налоговым.
Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата ее отправления заказным письмом с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).
Нарушение сроков представления налоговой декларации является основанием для вынесения налоговым органом решения о взыскании штрафа. Сумма штрафа за непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации определяется как соответствующий процент суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации. Так, согласно ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Кроме того, нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц согласно ст. 15.5 КоАП РФ в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Налогоплательщики имеют право обратиться по своему желанию в налоговый орган за полным или частичным возвратом налога на доходы физических лиц, уплаченного в бюджет за предшествующий налоговый период, в следующих случаях:
1) для получения стандартных налоговых вычетов - если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты не предоставлялись налогоплательщику налоговым агентом или предоставлялись в меньшем размере, чем это предусмотрено ст. 218 НК РФ;
2) для получения социальных вычетов, установленных ст. 219 НК РФ;
3) для получения имущественных вычетов, установленных пп. 1 и 2 п. 1 ст. 220 НК РФ;
4) для получения профессиональных налоговых вычетов, установленных п. п. 2 и 3 ст. 221 НК РФ (например, по доходам налогоплательщиков от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, заключенным с физическими лицами, или по авторским вознаграждениям, полученным от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, если договором предусмотрено осуществление расходов за счет собственных средств автора).

Согласно положениям ст. 80 и п. 4 ст. 229 НК РФ в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик обязан указывать:
- все полученные им в налоговом периоде (независимо от их видов, источников, налоговой ставки, по которой они облагаются, и тому подобных обстоятельств) доходы;
- все источники доходов (наименование и местонахождение организации, ФИО и место жительства физического лица - источника дохода, иные сведения о них);
- все налоговые вычеты;
- все суммы налога на доходы физических лиц, удержанные налоговым агентом;
- все суммы авансовых платежей, уплаченных в данном налоговом периоде;
- суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
Декларация 3-НДФЛ состоит из 19 листов, из них первые два - титульный лист декларации, следующие шесть листов - разд. 1 - 6, на которых производится непосредственно расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по различным ставкам; остальные одиннадцать листов - приложения, листы с А по Л, используемые налогоплательщиком для заполнения разд. 1 - 6.
Страницы 001 и 002 титульного листа, разд. 5 "Расчет итоговой суммы налога к уплате (доплате)/возврату по всем видам доходов" и разд. 6 "Суммы налога, подлежащие уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета" декларации 3-НДФЛ заполняются и представляются всеми налогоплательщиками.
Остальные разделы и листы декларации 3-НДФЛ являются специальными и заполняются налогоплательщиками в зависимости от полученного дохода, ставки налога, по которой полученный доход облагается налогом, и права налогоплательщика на расходы и налоговые вычеты:
- разд. 1 "Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13%";
- разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 30%";
- разд. 3 "Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 35%";
- разд. 4 "Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 9%";
- лист А "Доходы от источников в Российской Федерации, облагаемые налогом по ставке __%";
- лист Б "Доходы от источников за пределами Российской Федерации, облагаемые налогом по ставке __%";
- лист В "Доходы от предпринимательской деятельности и частной практики";
- лист Г "Расчет суммы доходов, не подлежащих налогообложению";
- лист Д "Расчет профессиональных налоговых вычетов по авторским вознаграждениям, вознаграждениям за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждениям авторам открытий, изобретений и промышленных образцов (авторские вознаграждения)";
- лист Е "Расчет профессиональных налоговых вычетов по договорам гражданско-правового характера";
- лист Ж "Расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества";
- лист З "Расчет налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги";
- лист И "Расчет налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, осуществляемым доверительным управляющим";
- лист К "Расчет стандартных и социальных налоговых вычетов";
- лист Л "Расчет имущественного налогового вычета по суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, установленных пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса".

2. Арбитражная практика по вопросам налогообложения доходов физических лиц

1. Определение статуса налогового агента по налогу на доходы физических лиц.

Ситуация 1.
В ходе проведения выездной налоговой проверки было установлено, что организация не удержала и не уплатила в бюджет НДФЛ с сумм премий, командировочных расходов, выплаченных сверх установленных норм, сумм материальной помощи, оказываемой работодателем своим работникам, сумм оплаты труда в натуральной форме.
По результатам проверки организации был доначислен НДФЛ и начислены пени. Организация была привлечена к налоговой ответственности на основании ст. 123 НК РФ.
Позиция суда. Пункт 6 ст. 226 НК РФ обязывает налоговых агентов перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ). При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствуют основания для доначисления НДФЛ и соответствующей суммы пеней.
При этом неисполнение налоговым агентом обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов является основанием для привлечения его к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 января 2005 г. по делу N А28-10156/2004-396/26)
Аналогичная позиция суда приведена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 21 сентября 2005 г. по делу N А06-425у/4-13/05.
Ряд арбитражных судов в своих решениях указывает на то, что, если налоговый агент не удержал и не перечислил налог в бюджет, взыскание налога и пеней должно производиться не с налогового агента, а с налогоплательщика (физического лица).

Ситуация 2.
В ходе проведения выездной налоговой проверки было установлено, что организация не удержала НДФЛ с выплат работникам, и поэтому было принято решение о привлечении организации к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ. Указанным решением организации также было предложено уплатить недоимку по НДФЛ и пени.
Позиция суда. Законодательством не предусмотрена возможность взыскания с налоговых агентов сумм налогов, не удержанных у налогоплательщиков, и пеней. Неисполнение обязанностей налогового агента влечет за собой применение мер налоговой ответственности, приведенных в ст. 123 НК РФ.
Доначисляя организации не удержанный ею НДФЛ, налоговый орган предлагает уплатить данный налог за счет средств налогового агента, что не допускается законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Предусмотренный ст. 75 НК РФ способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов в виде взыскания пеней применяется к налоговому агенту, только если он удержал у налогоплательщика, но не перечислил в бюджет сумму НДФЛ.
С учетом изложенного неисполнение налоговым агентом обязанности по своевременному и правильному исчислению, удержанию и уплате в бюджет сумм НДФЛ является основанием для взыскания названного налога и пеней в установленном законодательством о налогах и сборах порядке с налогоплательщика, а не с налогового агента. Взыскание сумм НДФЛ и пеней с самого агента может быть обращено только на средства налогоплательщика, удержанные налоговым агентом, но не перечисленные им в бюджет.
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 августа 2004 г. по делу N А74-4459/03-К2-Ф02-3288/04-С1)
Некоторые арбитражные суды указывают, что, если налоговый агент удержал налог, но при этом своевременно не перечислил его в бюджет, с агента взыскиваются пени (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 августа 2004 г. по делу N А38-395-17/232-2004).

2. Порядок исчисления и удержания налога

Ситуация 1.
В суде при рассмотрении спора между организацией и ее бывшим сотрудником заключено мировое соглашение, в соответствии с которым организация обязуется выплатить данному гражданину денежную сумму. Текст мирового соглашения утвержден судом. Каких-либо иных денежных выплат данному лицу организацией не производится.
Возникает ли у организации обязанность по удержанию с гражданина НДФЛ в данной ситуации?
В Письме УФНС России по г. Москве от 7 июня 2005 г. N 09-14/40120 выражена следующая позиция.
На основании п. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия мирового соглашения сторон.
Вступившее в законную силу определение суда об утверждении мирового соглашения, предусматривающее обязанность организации выплатить физическому лицу денежную сумму, является обязательным для исполнения.
С учетом положений гл. 23 НК РФ указанные денежные средства являются доходом физического лица, подлежащим обложению НДФЛ, в связи с чем на основании п. 1 ст. 226 НК РФ организация признается налоговым агентом в отношении указанного дохода. Так как гражданин на момент перечисления денежных средств сотрудником организации не являлся и иных денежных средств не получал, у налогового агента возникла предусмотренная п. 5 ст. 226 НК РФ обязанность в течение одного месяца с момента выплаты дохода письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Следовательно, плательщиком НДФЛ на основании пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ является сам гражданин.

Ситуация 2.

Налоговый орган наложил на ломбард штраф в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений по форме N 2-НДФЛ о выплатах физическим лицам, не исполнившим обязательства по возврату займа.
Позиция суда. Из смысла ст. 358 ГК РФ следует, что залог вещей в ломбарде является способом обеспечения исполнения заемщиком основного обязательства по возврату кредита. Следовательно, в случае неисполнения должником обязательства, обеспеченного залогом, залогодержатель в силу п. 1 ст. 334 ГК РФ имеет право преимущественно перед другими кредиторами получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества. Действующее законодательство не предусматривает возможности передачи имущества, являющегося предметом залога, в собственность залогодержателя.
Правоотношения сторон по предоставлению ломбардом краткосрочного кредита изначально не направлены на реализацию заемщиком принадлежащего ему имущества, а соответственно, и на получение дохода от такой реализации.
Поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит прямого указания, что денежные средства, полученные физическими лицами в качестве кредита, являются объектом налогообложения, суд сделал правильный вывод об отсутствии в данном случае этого элемента налогообложения, а следовательно, и обязанности ломбарда, предусмотренной пп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ.
Ломбард не несет ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган сведений о выплатах физическим лицам, не исполнившим обязательства по возврату займа.
(Постановление ФАС Московского округа от 9, 16 июня 2005 г. по делу N КА-А40/4921-05)
Аналогичные выводы делались также в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 мая 2004 г. по делу N А19-507/04-30-Ф02-1815/04-С1, от 7 июня 2004 г. по делу N А33-13843/03-С3-Ф02-1929/04-С1, от 12 февраля 2004 г. по делу N А33-12961/03-С3-Ф02-271/04-С1.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Однако при применении данной нормы возникает вопрос: может ли налоговый агент быть привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) суммы налога, если перечисление произведено с просрочкой?
Единства мнений по этому вопросу нет. Одни суды указывают, что ст. 123 НК РФ не предусмотрена ответственность налогового агента за нарушение сроков перечисления удержанных сумм НДФЛ (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 2 декабря 2004 г. по делу N А56-20135/04 и от 11 января 2005 г. по делу N А56-25357/04, ФАС Уральского округа от 19 июля 2004 г. по делу N Ф09-2811/04-АК).
Другие суды признают правомерным привлечение налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, за несвоевременное перечисление удержанного налога (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 июля 2003 г. по делу N А38-17/71-03).

Ситуация 3.
Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки пришел к выводу, что организация в нарушение п. 7 ст. 226 НК РФ не перечислила сумму удержанного НДФЛ по местонахождению своего обособленного подразделения. Налог был уплачен по местонахождению головной организации. На основании акта проверки налоговая инспекция приняла решение о начислении организации пеней за несвоевременную уплату налога.
Позиция суда. Неуплата организацией налога по местонахождению ее обособленного подразделения влечет за собой непоступление налога в бюджет субъекта, на территории которого расположено это подразделение.
Организация не исполнила свою обязанность по своевременному перечислению налога в бюджет по местонахождению обособленного подразделения. Причитающаяся соответствующему бюджету сумма налога не поступила в установленный срок, в связи с чем налоговый орган правомерно начислил пени за несвоевременно перечисленную сумму налога.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. по делу N А56-5477/04)
Подобные выводы нашли свое отражение в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 1 июня 2005 г. по делу N Ф08-1237/2005-516А, от 7 сентября 2005 г. по делу N Ф08-5091/2005-1628А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 декабря 2005 г. по делу N А19-7940/05-24-Ф02-65/05-С1.
На стороне налогоплательщика выступает ВАС РФ. В Постановлении от 23 августа 2005 г. N 645/05 Президиум ВАС РФ пришел к следующему выводу.
Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц. Поскольку организация удержала и перечислила НДФЛ своевременно и в полном объеме, у инспекции не имелось оснований для привлечения организации к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.
К аналогичным выводам пришел также ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25 октября 2005 г. по делу N А11-2959/2005-К2-19/182.
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16 июня 2004 г. по делу N Ф08-2486/2004-982А также указано, что уплата НДФЛ по местонахождению головной организации не может являться основанием для взыскания пеней за неуплату налога по местонахождению обособленных подразделений, поскольку согласно налоговому законодательству основанием для взыскания пеней является неуплата или неполная уплата налога в установленный срок. Придерживаясь данной позиции, ФНС России в Письме от 31 октября 2005 г. N 04-1-02/844@ разъясняет: суммы налога на доходы физических лиц с работников обособленного подразделения, уплаченные в бюджет по местонахождению головной организации, при условии, что налог зачисляется в один и тот же бюджет, не могут рассматриваться как налоговая недоимка, и начисление пеней налоговому агенту в данной ситуации неправомерно.

3. Представление в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога на доходы физических лиц.

Ситуация 1.
Организация направила в адрес налогового органа сведения о доходах физических лиц, содержащиеся на магнитном носителе, а также в виде реестра, где указаны доходы физических лиц, на бумажном носителе. Однако ввиду "нарушения структуры файла" налоговому органу не удалось считать содержащуюся на магнитном носителе информацию, о чем налоговый орган уведомил организацию, указав, что представленные организацией сведения не могут быть приняты. По результатам проверки сведений, повторно представленных организацией за пределами установленного п. 2 ст. 230 НК РФ срока, налоговый орган вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Позиция суда. Статьей 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговым агентом в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных, сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
В силу пп. 1 и 2 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения, а также при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов должны быть представлены налоговыми агентами не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств коммуникаций в порядке, определяемом Министерством РФ по налогам и сборам.
Копией уведомления о вручении почтового отправления подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что сведения о доходах физических лиц за 2004 г., содержащиеся на магнитном и бумажном носителях, направлены в инспекцию 1 апреля 2004 г. Если документы были сданы на почту до 24 часов последнего дня срока, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ срок не считается пропущенным. Таким образом, срок представления указанных сведений, установленный п. 2 ст. 230 НК РФ, организация не нарушила.
Доказательств наличия дефектов на представленном организацией магнитном носителе и возникновения указанных дефектов по вине организации налоговый орган не представил. Таким образом, довод инспекции о наличии в действиях общества состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, не подкреплен ни нормами права, ни фактическими обстоятельствами дела.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 октября 2005 г. N А56-16448/2005)

Ситуация 2.

Налоговый агент отправил заказным письмом реестр сведений о доходах физических лиц за 2003 г., полученный инспекцией 30 марта 2004 г. (согласно почтовому уведомлению о вручении). Согласно протоколам приема сведений о доходах физических лиц файл не принят.

6 апреля 2004 г. инспекцией проставлена отметка о приеме реестра сведений о доходах физических лиц за 2003 г.; 9 апреля 2004 г. согласно протоколу приняты файл и реестр сведений о доходах физических лиц за 2003 г.
Налоговый агент привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц.
Позиция суда. Подпунктом 7 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ.
В рассматриваемом случае налоговый агент направил сведения о доходах физических лиц на магнитных носителях 22 марта 2004 г., т.е. до истечения установленного налоговым законодательством срока. Налоговым органом были выявлены ошибки в представленных сведениях, и документы возвращены налоговому агенту для устранения.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Объективной стороной правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ является непредставление документов и сведений. Представление документов, заполненных с ошибками, повлекшими непринятие сведений налоговым органом, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной статьей.
На основании вышеизложенного привлечение налогового агента к налоговой ответственности и взыскание налоговых санкций необоснованно и неправомерно.
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 апреля 2005 г. N А58-4844/04-Ф02-1742/05-С1)

Домой Напишите мне Назад Вверх Вперед

Владелец сайта: Ольга Сергеева - налоговый консультант

Используются технологии uCoz