Ольга Сергеева - консультант по вопросам налогового планирования и управления личными финансами


.:: МЕНЮ САЙТА ::.
Главная страница

Обо мне

Налоги
Налогообложение юридических лиц
Налогообложение физических лиц
Ссылки

Философия накопления
Линия жизни
Накопительное страхование
Доверительное управление
Потребительские программы

.:: СЕРВИСНОЕ МЕНЮ ::.
Добавить в избранное

Карта сайта
Новая версия сайта

Гостевая книга

Почта

Подписка
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

.:: ДРУЗЬЯ САЙТА ::.

.:: КНОПКА САЙТА ::.

Сайт о налогах и финансах NalFin.narod.ru



.:: СТАТИСТИКА ::.

Рейтинг@Mail.ru


Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)

.:: НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ | ДАТА: 2006 - 2007 ::.



1. Условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
2. Налогоплательщики, порядок и условия перехода на уплату ЕСХН.
3. Объект налогообложения ЕСХН.
4. Порядок расчета налоговой базы по ЕСХН.
5. Порядок исчисления и уплаты ЕСХН.

С 1 января 2004 г. вступила в силу новая редакция главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» (введена Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ), которая существенно изменила порядок применения специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Положения главы 26.1 НК РФ носят характер прямого действия. Это означает, что сельхозналог не устанавливается региональными законами, а действует на всей территории Российской Федерации, поэтому нет необходимости в принятии соответствующих законодательных актов в субъектах Российской Федерации. До 2004 г. единый сельскохозяйственный налог ввели только несколько регионов, поскольку механизм налогообложения предполагал исчисление налога с кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, которая во многих регионах не была разработана.
Переход на спецрежим: осуществляется не в обязательном, а в добровольном порядке (п. 2. ст. 346.1 НК РФ), то есть производители сельскохозяйственной продукции вправе сами решать, переходить им на уплату единого сельхозналога или платить налоги в обычном порядке. Следовательно, данный спецрежим может применяться наряду с общим режимом налогообложения (п. 1. ст. 346.1 НК РФ). Это сближает его с упрощенной системой налогообложения. На этом сходства не заканчиваются. Более того, отдельные нормы главы 26.1 НК РФ позаимствованы из главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения». Например, имеются сходства в составе налогов, от которых освобождены налогоплательщики единого сельхозналога; определении объекта налога, налоговой базы и налогового периода; совпадают порядок определения доходов и порядок признания расходов на покупку основных средств. Но в отличие от упрощенной системы налогообложения, в главе 26.1 не предусмотрен максимальный размер доходов, при превышении которого нельзя применять данный режим налогообложения. Это должно заинтересовать организации и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию и выращивающих рыбу, перейти на специальный налоговый режим.

В соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%. Данное ограничение действует в течение всего налогового периода, который теперь составляет не квартал, а календарный год. При несоблюдении этого условия налогоплательщик обязан рассчитать налоги, исходя из общего режима налогообложения с начала года и внести недоимку в бюджет. Пени и штрафы не предусмотрены.
Этот показатель определяется по итогам работы за календарный год, предшествующий году, с которого организации, предприниматели и фермерские хозяйства хотят применять единый сельхозналог. Ранее в качестве критерия выступал не доход, а выручка от реализации.
К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства или из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов определяются исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельхозналога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. Специальная форма такого заявления утверждена Приказом МНС России от 28.01.2004 № БГ-3-22/58. Вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.

Федеральным законом от 03.11.2006 № 177-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» сельскохозяйственные потребительские кооперативы, признаваемые в соответствии с главой 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями, получили право применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Так как указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2007 г., сельскохозяйственные потребительские кооперативы, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2008 г., вправе в период с 20 октября по 20 декабря 2007г. подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога. При этом на основании п. 1 ст. 346.3 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители – сельскохозяйственные потребительские кооперативы, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2008 г., в заявлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога должны указать данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам 2006 г.

На уплату единого сельхозналога не могут перейти:
- организации, которые производят подакцизные товары;
- организации, у которых есть филиалы или представительства;
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- бюджетные учреждения.

Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
А как поступать в ситуациях, когда одно и то же хозяйство не только выпускает продукцию первичной переработки, но и собственными силами полностью ее перерабатывает? Для них доход от реализации, который приходится на первичную переработку, определяется по доле расходов на производство и первичную переработку в общей сумме расходов.
Пример 1. ОАО «Мурманский траловый флот» делает консервы из собственной продукции. ОАО осуществляет первичную переработку рыбы самостоятельно. За 2005 г. общий доход от реализации консервов составил 4 млн. руб. Предположим, что внереализационные доходы составили 0,8 млн. руб.
За указанный период общие расходы на первичную и дальнейшую переработку рыбы составили 2 млн. руб., в том числе:
- расходы на первичную переработку – 1600 тыс. руб.;
- расходы на дальнейшую переработку – 400 тыс. руб.
В этом случае доля расходов на первичную переработку в общей сумме расходов составит:
1600 тыс. руб.: 3200 тыс. руб. x 100% = 50 %.
Следовательно, в общей величине доходов, полученных ОАО «Мурманский траловый флот» за 2005 г., на доходы от реализации продукции первичной переработки приходится менее 70 %. Поэтому организация не вправе с 1 января 2006 г. перейти на уплату единого сельхозналога.
Как уже упоминалось выше, налогоплательщики, как и при упрощенной системе налогообложения, не платят налог на прибыль организаций (индивидуальные предприниматели - налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налог на имущество организаций (индивидуальные предприниматели - налог на имущество физических лиц с имущества, используемого в предпринимательской деятельности), единый социальный налог (за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации) и налог на добавленную стоимость (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). До 1 января 2004 г. плательщики единого сельхозналога должны были уплачивать НДС, а индивидуальные предприниматели, кроме того, привлекались к уплате налога на имущество в части всех находящихся в их собственности жилых строений, помещений и сооружений.
При переходе с уплаты единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения суммы налога, предъявленные налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении налога на добавленную стоимость вычету не подлежат.

С 1 января 2008 г. организации, перешедшие на единый сельскохозяйственный налог, считаются плательщиками НДС, который уплачивается в соответствии со ст. 174.1 НК РФ, то есть при осуществлении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) и договору доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации. По операциям, произведенным в рамках вышеуказанных договоров, НДС будет уплачиваться в общем порядке. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ в п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

Согласно ст. 346.4 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. С теоретической точки зрения здесь произошла подмена понятий «объект налога» и «налоговая база». Целесообразно было бы сделать объектом налога земли сельскохозяйственного назначения, которые налогоплательщик имеет в собственности, во владении и (или) пользовании в установленном законом порядке. Это позволяет, во-первых, расширить объект обложения единым налогом, во-вторых, предотвратить неравномерную обработку земель, входящих в земли сельскохозяйственного назначения, в-третьих, избежать уклонения или снижения размера уплаты единого налога за счет уменьшения площади сельскохозяйственных угодий, закрепленных за плательщиком единого налога, за счет иных земель, входящих в земли сельскохозяйственного назначения.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы определяются кассовым методом. То есть доходы считаются полученными после их поступления на расчетный счет или в кассу. Расходы признаются таковыми после их фактической оплаты. В состав доходов, учитываемых при налогообложении, включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Они определяются по правилам ст.ст.249 и 250 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Расходы, которые учитываются в целях налогообложения, перечислены в п.2 ст.346.5 НК РФ. Этот перечень закрытый. То есть расходы, произведенные плательщиками и не указанные в этом пункте, при исчислении единого сельхозналога не учитываются. Все расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Наряду с расходами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, признаваемыми в установленном порядке, организации вправе уменьшать налоговую базу на расходы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению основных средств. Изменения внесены Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ и применяются к правоотношениям начиная с 01.01.2008 г.
Согласно подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения полученные доходы могут быть уменьшены в том числе на расходы в виде потерь от падежа птицы и животных в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Ставка единого сельхозналога составляет 6 процентов.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом является полугодие. За отчетный период уплачивается авансовый платеж. Он рассчитывается исходя из фактически полученных доходов и расходов за полугодие.
Пример 2. ОАО «Родина» занимается производством и реализацией сельхозпродукции. Доля доходов от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) за 2005 г. составила 95 %. 25 ноября 2005 г. ОАО подало в налоговый орган по своему местонахождению заявление о переходе с 1 января 2006 г.на специальный режим налогообложения в виде единого сельхозналога. Сумма доходов, учитываемых в целях налогообложения, за 2004 г. составила 900 тыс. руб. Расходы, признаваемые для налогообложения, равны 700 тыс. руб. Тогда сумма единого сельхозналога за 2004 г. составит 12 тыс. руб.((900000 – 700000) x 6%).
Как уже указывалось выше, налоговым периодом по единому сельхозналогу является календарный год. Отчетным периодом является полугодие, то есть два раза в год уплачивается авансовый платеж. Он рассчитывается исходя из фактически полученных доходов и расходов за полугодие.
Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2. Предположим, что по итогам работы в первом полугодии 2006 г. ОАО «Родина» получило доходы в сумме 400 тыс. руб., а расходы за этот же период составили 250 тыс. руб.
Тогда размер авансового платежа по итогам первого полугодия 2006 г. составит 9 тыс. руб. (400000-250000) x 6%).
Налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года, а заплаченный авансовый платеж по нему можно зачесть в счет уплаты налога по итогам года. Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.
Поэтому по окончании 2006 г. подлежит уплате в бюджет 3 тыс. руб. (12000 – 9000). Налог уплачивается налогоплательщиком по месту его нахождения (месту жительства). Организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по своему местонахождению. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.
Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

Возврат на общий режим налогообложения может произойти как в добровольном, так и в принудительном порядке. Если это происходит в добровольном порядке, то для этого в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика нужно подать уведомление об отказе от применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей не позднее 15 января года, начиная с которого он хочет перейти на обычный режим налогообложения (Форма № 26.1-4 утверждена Приказом МНС России от 28.01.2004 № БГ-3-22/58).

Организации, которые уплачивали единый сельскохозяйственный налог, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений должны выполнить следующие правила:
1) признать в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения единого сельскохозяйственного налога, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;
2) признать в составе расходов расходы на приобретение в период применения единого сельскохозяйственного налога товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления (если только иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ).
При этом доходы признаются доходами (а расходы – расходами) того месяца, в котором организация перешла на общий режим налогообложения с применением метода начислений.

Главой 26.1 НК РФ предусмотрен также принудительный возврат к обычной системе налогообложения. Вернуться к ней обязаны организации и предприниматели, у которых по итогам года доходы, полученные от реализации произведенной сельхозпродукции (выращенной рыбы), составят менее 70 %. В этом случае не позднее 20 января в налоговый орган надо представить заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения (Форма № 26.1-5 утверждена Приказом МНС России от 28.01.2004 № БГ-3-22/58), где следует указать, что организация или предприниматель лишились права применять спецрежим для сельхозпроизводителей.

Главная Напишите мне Назад Вверх Вперед

Владелец сайта: Ольга Сергеева - налоговый консультант

Используются технологии uCoz