Ольга Сергеева - консультант по вопросам налогового планирования и управления личными финансами


.:: МЕНЮ САЙТА ::.
Главная страница

Обо мне

Налоги
Налогообложение юридических лиц
Налогообложение физических лиц
Ссылки

Философия накопления
Линия жизни
Накопительное страхование
Доверительное управление
Потребительские программы

.:: СЕРВИСНОЕ МЕНЮ ::.
Добавить в избранное

Карта сайта
Новая версия сайта

Гостевая книга

Почта

Подписка
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

.:: ДРУЗЬЯ САЙТА ::.

.:: КНОПКА САЙТА ::.

Сайт о налогах и финансах NalFin.narod.ru



.:: СТАТИСТИКА ::.

Рейтинг@Mail.ru


Земельный налог

.:: НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ | ДАТА: 2006 - 2007 ::.



1. Сущность и значение земельного налога. Налогоплательщики.
2. Объект налогообложения. Налоговая база.
3. Налоговые ставки. Налоговые льготы.
4. Порядок исчисления налога и сроки уплаты в бюджет.

Земельный налог является одним из видов платежей за землю и взимается на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 N141 –ФЗ, которым введена в Налоговый кодекс глава 31 «Земельный налог».
Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Земельный налог является местным, относится к собственным доходам местных бюджетов, и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет от 12 – 20%. Территориальные органы власти заинтересованы в увеличении собственных источников доходов, т.к. они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу.

Налогоплательщиками земельного налога являются организации, обладающие земельными участками на праве собственности и праве постоянного (бессрочного) пользования .

Не являются налогоплательщиками организации, у которых земельные участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды.

Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками , объектами археологического наследия;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной и муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, составной частью которых являются обособленные водные объекты.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается на основании кадастровой оценки земли. Специфика земли как объекта оценки обусловлена следующими особенностями:
- земля является природным ресурсом, который невозможно свободно воспроизвести в отличие от других объектов недвижимости;
- при оценке всегда учитывается возможность многоцелевого использования земли;
- к стоимости земельных участков не применяются понятия физического и функционального износа, а также амортизации, поскольку срок эксплуатации земельных участков не ограничен.
Таким образом, экономически обоснованная стоимостная оценка земель является сложной процедурой, так как должна учитывать возможность их одновременного использования как природного ресурса, основы среды проживания населения и объекта недвижимости.
Целью кадастровой оценки является одновременное определение кадастровой стоимости всех земельных участков в границах административно-территориальных образований (областей, районов, городов, поселков и.т.д.) по оценочным зонам на начало следующего года.
Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от его рыночной стоимости, если первоначально определена рыночная стоимость земельного участка.

Целью рыночной оценки является определение рыночной стоимости единичного земельного участка на дату оценки независимыми оценщиками в соответствии с принятыми стандартами и методами оценки.

Кадастровая и рыночная оценка земли проводятся на основе комплексного применения трех подходов: доходного, сравнительного и затратного.
Доходный подход к оценке земельных участков основан на методах, позволяющих получить оценку стоимости земли исходя из ожидаемых потенциальным покупателем доходов.
Метод сравнения продаж основывается на систематизации и сопоставлении информации о ценах продажи аналогичных земельных участков.
Затратный метод оценки основан на предположении, что инвестор не заплатит за участок большую сумму, чем та, в которую обойдется приобретение соответствующего участка и возведение на нем здания в приемлемый для строительства период.
На основе анализа данных, полученных различными методами оценки земельных участков, в каждой оценочной микрозоне определяется кадастровая стоимость земельного участка как усредненная величина по конкретному виду использования или максимальное значение из возможных видов использования. Основными методами обработки исходной информации являются регрессионный корреляционный анализ и статистический метод группировок.

Рыночные цены в расчете на единицу площади земли типичных земельных участков устанавливаются на основании рыночных цен на аналогичные участки, скорректированных на время продажи, и учитывают целевое использование земельного участка и конъюнктуру рынка.
Таким образом, показатели кадастровой стоимости, которые формируют налоговую базу, не должны превышать уровня рыночных цен на земельные участки аналогичного целевого использования.
Согласно поправкам, вносимым в НК РФ Законом № 216-ФЗ, уточняется порядок определения налоговой базы в отношении некоторой категории земельных участков. Так, в пункт 1 статьи 391 НК РФ с 1 января 2008 г. вводится абзац, согласно которому налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Налоговая база по земельному налогу определяется отдельно в отношении частей (долей) земельного участка, если налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений о земельных участках, полученных из Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков организации должны получать в установленном Правительством Российской Федерации порядке до 1 марта года, за который должен уплачиваться земельный налог.
Непосредственно полученными сведениями не смогут воспользоваться те налогоплательщики, которые владеют землей на праве общей долевой или совместной собственности либо имеют в общей долевой собственности здание, сооружение, строение и.т.д. В этом случае налоговая база определяется следующим образом. Владельцы, у которых земля находится в общей долевой собственности, кадастровую стоимость земельного участка, с которой им нужно платить налог, рассчитывают пропорционально доле каждого в общей долевой собственности. Если земля находится в общей совместной собственности, то она определяется для каждого владельца в равных долях. Если в общей долевой собственности находится здание, сооружение и.т.д., то участок под ним для уплаты земельного налога делится между владельцами пропорционально их доле в праве собственности на указанные строения.
Пример. ООО « Надежда» и ЗАО «Виктория» владеют землей на праве общей долевой собственности. При этом первой организации принадлежит ¾ участка, а второй – ¼ участка. Согласно полученным сведениям, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2006 года равна 3 690 000 руб. Рассчитаем кадастровую стоимость каждой доли участка.
Кадастровая стоимость доли участка, принадлежащей ООО «Надежда», составляет: 3 690 000 : 4 * 3 = 2 767 500 руб.
Кадастровая стоимость земли, принадлежащей ЗАО «Виктория», равна: 3 690 000 : 4 * 1 = 922 500 руб.
Таким образом, каждый собственник должен рассчитать налог исходя из кадастровой стоимости принадлежащей ему доли участка.
В случае, когда при приобретении здания , сооружения или другой недвижимости к покупателю в соответствии с законом или договором переходит право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
В случае, когда покупателями здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (площадях) на указанную недвижимость .

Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) дифференцированно в зависимости от целевого использования (назначения) земли (рис.1).
Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

Освобождаются от налогообложения:
1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
2. организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
3. организации – в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и другими объектами особого назначения;
4. религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
5. общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
6. организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
7. научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств – в отношении земельных участков, используемых в целях научной деятельности.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пример ООО «Компас» находится на территории района, где с 1 января 2005 года введен земельный налог. Общество имеет в собственности участок площадью 25 000 кв.м.
Согласно полученным данным, его кадастровая стоимость равна 625 000 руб. Ставка налога составляет 1,2%. В течение года уплачиваются авансовые платежи. Рассчитаем сумму земельного налога и авансовый платеж за первый квартал 2005 года.
Сумма налога по ООО «Компас» на 2005 год составляет: 625 000* 1,2% = 7 500 руб.
Авансовый платеж за первый квартал 2005 года равен:
¼ * 7 500 = 1 875 руб.
В случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного, бессрочного пользования) на земельный участок или его долю исчисление суммы налога или авансового платежа производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности (пользовании) к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15 числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения прав.
Пример
ООО « Спорт» имеет в собственности земельный участок. Он находится на территории района, где с 1 января 2005 года введен земельный налог. В апреле 2005 года земельный участок был продан ЗАО «Комета». Право собственности перешло к новому владельцу 12 апреля. Согласно полученным сведениям, кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2005 года составляет 2 500 000 руб. Ставка налога равна 1,5%. Рассчитаем сумму налога, которую должны заплатить в 2005 году ООО «Спорт» и ЗАО «Комета».
В 2005 году ООО «Спорт» в целях исчисления налога было собственником земли 3 месяца (с января по март) , а ЗАО «Комета» - 9 месяцев ( с апреля по декабрь).
Определим коэффициент, с учетом которого должно посчитать налог ООО «Спорт». Он равен:
3 мес. : 12 мес. = 0,25.
Сумма налога, которую за 2005 год должно заплатить ООО «Спорт», составляет:
2 500 000 * 1,5% * 0,25 = 9375 руб.
Определим коэффициент, с учетом которого должно посчитать налог ЗАО «Комета». Он равен:
9 мес. : 12 мес. = 0,75
Сумма налога составит:
2 500 000 * 1,5% * 0,75 = 28 125 руб.
Законом № 216-ФЗ вводится новая редакция пунктов 15 и 16 статьи 396 НК РФ, а именно, с 1 января 2008 г, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В отношении же земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, согласно новой редакции пункта 16 статьи 396 НК РФ, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков – организаций должен быть установлен не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом и не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, являющихся объектом налогообложения.
Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.
Сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение 5 дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Главная Напишите мне Назад Вверх Вперед

Владелец сайта: Ольга Сергеева - налоговый консультант

Используются технологии uCoz