Ольга Сергеева - консультант по вопросам налогового планирования и управления личными финансами


.:: МЕНЮ САЙТА ::.
Главная страница

Обо мне

Налоги
Налогообложение юридических лиц
Налогообложение физических лиц
Ссылки

Философия накопления
Линия жизни
Накопительное страхование
Доверительное управление
Потребительские программы

.:: СЕРВИСНОЕ МЕНЮ ::.
Добавить в избранное

Карта сайта
Новая версия сайта

Гостевая книга

Почта

Подписка
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

.:: ДРУЗЬЯ САЙТА ::.

.:: КНОПКА САЙТА ::.

Сайт о налогах и финансах NalFin.narod.ru



.:: СТАТИСТИКА ::.

Рейтинг@Mail.ru


Упрощенная система налогообложения (УСН)

.:: НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ | ДАТА: 2006 - 2007 ::.



1. Сущность и значение упрощенной системы налогообложения.
2. Налогоплательщики и объект налогообложения.
3. Налоговые ставки. Порядок расчета налоговой базы.
4. Порядок исчисления и уплаты единого налога.
5. Порядок перехода с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения.
6. Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

С 1 января 2003 года введена в действие глава 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения». Принятие нового упрощенного режима налогообложения открыло новый этап взаимоотношений государства с малым бизнесом. К преимуществам нового закона можно отнести упорядочение порядка исчисления суммы налога, заявительный характер перехода на применение упрощенной системы, т.е. субъект малого предпринимательства не обязан получать разрешение на применение системы в налоговой инспекции, для этого достаточно только уведомить налоговую инспекцию о своем намерении.

Применять упрощенную систему налогообложения могут как организации, так и предприниматели без образования юридического лица.
Однако, существует ряд ограничений на применение упрощенной системы налогообложения:
1. по видам деятельности упрощенную систему налогообложения не могут применять:
- банки;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- ломбарды;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- организации и предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- организации и предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
- организации и предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых;
- организации и предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога;
- бюджетные учреждения;
- иностранные организации;
- организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с п. 4 ст. 346.12 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам деятельности вправе применять упрошенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
Согласно п. 4 ст. 346.12 НК РФ, организации имеют право совмещать «упрощенку» с уплатой ЕНВД. Не редки случаи, когда на упрощенную систему налогообложения планируют перейти фирмы, совмещающие общий режим налогообложения и уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности. В этом случае возникает вопрос, каким образом учесть выручку за 9 месяцев года, предшествующего переходу на УСН. Теперь новой редакцией п. 4 ст. 346.12 НК РФ четко установлено, что в расчет принимаются только доходы по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется по общему режиму.
2. по величине дохода. Организации имеют право перейти на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение 9 месяцев текущего года их доходы от реализации не превысили 15 млн. рублей. Этот предельный размер доходов, установленный для организаций, индексируется на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
При этом принимаются во внимание доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав. В состав доходов организаций включаются также внереализационные доходы. Однако, в соответствии с п.4.ст.246.13 НК РФ, начиная с квартала, в котором доходы налогоплательщика с начала года превысят 20 млн.рублей, он теряет право на применение упрощенной системы и переводится на общий режим налогообложения.
3. по структуре организации. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы или представительства. Однако данное требование не запрещает применение системы налогоплательщиками, имеющими дочерние или зависимые общества.
4. по составу учредителей. Упрощенную систему не могут применять организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данная норма не относится к организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. При этом среднесписочная численность инвалидов среди работников данной организации не должна быть менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда должна составлять не менее 25%.
5. по списочной численности. На упрощенную систему налогообложения не могут переходить организации и индивидуальные предприниматели, списочная численность которых за налоговый период превышает 100 человек.
6. по стоимости имущества, находящегося в собственности. Если в собственности организации находится имущество стоимостью свыше 100 млн.рублей, данная организация не имеет права применять упрощенную систему налогообложения. Если стоимость имущества организации превысит 100 млн.рублей, она считается переведенной на общий режим налогообложения. Данная норма не распространяется на индивидуальных предпринимателей.
- Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 346.13 НК РФ в заявлении на переход на упрощенную систему налогообложения необходимо наряду с размером доходов за 9 месяцев текущего года будет указывать данные о средней численности работников за тот же период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог. При этом организации освобождаются от уплаты:
- налога на прибыль;
- налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ (при осуществлении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) и договору доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации);
- налога на имущество организаций;
- единого социального налога.
Однако организации не освобождаются от уплаты указанных выше налогов в случае исполнения ими обязанностей налоговых агентов.

Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает от уплаты остальных налогов и сборов, а именно:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- государственных пошлин;
- таможенных пошлин и сборов;
- транспортного налога;
- водного налога;
- федеральных, региональных и местных лицензионных сборов;
- земельного налога;

Согласно ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики могут самостоятельно выбрать один из двух объектов налогообложения:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Следует заметить, что объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы.
В том случае, если объектом налогообложения признаются доходы, тогда налоговая ставка устанавливается в размере 6%. При этом сумма налога, причитающегося к уплате, уменьшается на величину страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50%.
В том случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, тогда налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Если сумма налога, исчисленного в данном порядке, составляет менее 1% от общей величины доходов, тогда налогоплательщики обязаны уплачивать минимальный налог в размере 1% от общей величины доходов. При этом налогоплательщику предоставляется право отнести переплаченную сумму налога к расходам следующего отчетного периода.
Кроме того, если налогоплательщик по итогам налогового периода получил убыток, он вправе уменьшить налоговую базу следующих налоговых периодов на величину полученного убытка. Однако убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 50%, но он может быть перенесен на будущие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет.

Организация определяет доходы в соответствии со ст.249 и 250 НК РФ, т.е. все доходы организации подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы.
Доходы определяются в денежной форме в рублях. Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на день получения доходов.
Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе доходов от реализации в полном объеме ( с учетом суммовых разниц). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам в соответствии со статьей 40 НК РФ.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами следует понимать затраты, оформленные в соответствии с законодательством РФ.

В состав расходов, уменьшающих налоговую базу, если в качестве последней выбраны доходы, уменьшенные на сумму расходов, включаются:
- расходы на приобретение основных средств;
- расходы на приобретение нематериальных активов;
- расходы на ремонт основных средств, находящихся в собственности или полученных в аренду или лизинг;
- арендные и лизинговые платежи;
- расходы на реконструкцию;
- расходы на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- расходы на НИОКР;
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- расходы на все виды обязательного страхования работников и имущества;
- суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам;
- проценты за кредиты и займы, а также расходы по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями;
- расходы на обеспечение пожарной безопасности;
- расходы по охране имущества;
- расходы на содержание служебного транспорта, а также личного транспорта в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
- расходы на аудиторские услуги и публикацию бухгалтерской отчетности;
- расходы на канцтовары;
- расходы на почтовые услуги и услуги связи;
- расходы на приобретение программ для ЭВМ и их поддержку;
- расходы на рекламу;
- расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
- расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;
- иные расходы, учитываемые в целях налогообложения

Уплачиваемый единый налог – это не расходы.
В соответствии с новой редакцией подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ уточнено, что суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходами не признаются.
Изменения внесены Федеральным законом № 195-ФЗ и применяются к правоотношениям начиная с 01.01.2007 г.

Рассмотрим порядок определения вышеперечисленных видов расходов для целей налогообложения.

Расходы на приобретение основных средств.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) , под « основными средствами понимаются средства труда, используемые при производстве продукции ( выполнении работ, оказании услуг), либо для управленческих нужд организации в течение более чем 12 месяцев, которые не предназначены для продажи и способны приносит экономические выгоды». При этом под способностью приносить экономические выгоды принимается способность основного средства увеличивать доходы хозяйствующего субъекта либо сокращать его расходы.
На основании ст. 257 НК РФ, применительно к упрощенной системе налогообложения, первоначальную стоимость основного средства можно определить как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм НДС, которые учитываются в составе расходов. При этом суммы налога с продаж, акцизов и других налогов включаются в первоначальную стоимость объекта. В том случае, когда объекты основных средств получены безвозмездно, оценку его необходимо осуществлять исходя из рыночных цен, в соответствии с требованиями статьи 40НК РФ.
Порядок списания расходов на приобретение основных средств зависит от того, были ли данные средства приобретены до перехода на упрощенную систему налогообложения или же после него.
В том случае, если основные средства были приобретены после перехода на упрощенную систему налогообложения, все расходы на их приобретение списываются в момент ввода их в эксплуатацию.
Если же основные средства были приобретены до перехода на упрощенную систему, тогда порядок их списания будет зависеть от срока полезного использования данных объектов. Объекты основных средств, срок полезного использования которых не превышает трех лет, списываются на расходы в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения. Если срок полезного использования объектов составляет от 3-х до 15-ти лет включительно, то списание их стоимости происходит в течение трех лет в сумме 50%,30% и 20% стоимости соответственно. Если срок полезного использования объекта превышает 15 лет, тогда стоимость объекта относится на расходы в течение 10-ти лет равными долями.
Сроки полезного использования объектов определяются на основании Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года N
1. В случае, если основное средство не указано в настоящей Классификации, то срок его полезного использования определяется в соответствии с техническими условиями и рекомендациями изготовителя. Для обоснования можно использовать паспорт объекта, если в нем указан плановый срок использования либо подтверждение от изготовителя объекта с печатью и подписью уполномоченного лица.
В случае продажи основного средства налоговая база за весь период его использования должна быть пересчитана с учетом положений главы 25 НК РФ, если:
- прошло менее трех лет с момента приобретения объекта со сроком полезного использования не более 15-ти лет;
- прошло менее 10 лет с момента приобретения объекта со сроком полезного использования свыше 15-ти лет.
При этом налогоплательщик должен будет уплатить не только недостающую сумму налога, но и сумму пени, рассчитанной исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Для того чтобы пересчитать налоговую базу в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, необходимо:
- установить срок полезного использования объектов основных средств;
- выбрать способ начисления амортизации ( линейный или нелинейный).
Данные вопросы решаются организациями на основании положений учетной политики для целей налогообложения. Учетная политика разрабатывается организацией или индивидуальным предпринимателем самостоятельно. В ней прописываются нормы, в отношении которых законодательство предоставило право выбора налогоплательщику порядка исчисления налога.

Расходы на приобретение нематериальных активов.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 14/2000 « Учет нематериальных активов» для признания объекта в качестве нематериального актива необходимо соблюдение следующих условий:
- отсутствие материально-вещественной ( физической) структуры;
- возможность идентификации ( выделения, отделения) от другого имущества налогоплательщика;
- использование в производстве продукции ( выполнениии работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд;
- использование в течение срока, превышающего 12 месяцев;
- способность приносит экономические выгоды;
- отсутствие намерений у налогоплательщика в последующей перепродаже данного имущества;
- наличие документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих наличие самого актива и исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
В частности, к нематериальным активам можно отнести:
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
- владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
К нематериальным активам не относятся:
- не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация и способность к труду.
В соответствии со статьей 257 НК РФ первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма расходов на их приобретение и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов, т.е. НДС.
Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление ( в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходы на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов.

Расходы на ремонт и арендные ( лизинговые) платежи.
В главе 26.2 не предусмотрены ограничения по отнесению затрат на ремонт основных средств и арендные ( лизинговые) платежи. Следовательно, они принимаются в полном объеме в момент их оплаты.

Расходы на реконструкцию.
Наряду с расходами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, признаваемыми в установленном порядке, организации вправе уменьшать налоговую базу на расходы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению основных средств (в новой редакции изложен подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Соответствующие понятия раскрыты в п. 2 ст. 257 НК РФ.
Как отмечено в письме Минфина России от 20.08.2007 № 03-11-04/2/205, расходы применяющих упрощенную систему налогообложения организаций на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств учитываются при определении налоговой базы с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию после окончания и оплаты соответствующих работ. В случае необходимости государственной регистрации прав на достроенный (модернизированный, переустроенный и т.п.) объект основных средств необходимым условием признания вышеназванных расходов является подача документов на государственную регистрацию прав на указанный объект основных средств.
При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются за отчетные периоды равными долями (п. 3 ст. 346.16 Кодекса).
Вышеизложенный порядок учета при определении налоговой базы расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств вводится с 1 января 2008 г., но распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. В этой связи данные расходы могут быть учтены налогоплательщиками по итогам налогового периода 2007 г.

Расходы на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности
П. 1 ст. 346.16 НК РФ дополнена нормами, согласно которым при определении объекта налогообложения применяющая упрощенную систему налогообложения организация вправе уменьшить полученные доходы на следующие расходы:
— на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
— на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации (подп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Необходимо также учитывать, что по иным основаниям налоговая база уменьшается также на следующие расходы:
— связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), к которым относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных (подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
— периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности) (подп. 32 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Согласно общему правилу расходы на приобретение нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения признаются с момента принятия соответствующего объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет.
Изменения внесены Федеральным законом № 195-ФЗ и применяются к правоотношениям начиная с 01.01.2007 г.

Расходы на НИОКР
Согласно подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения могут признаваться расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Признаются такие расходы в соответствии с правилами, зафиксированными в п. 1 ст. 262 НК РФ.
В частности, расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются:
— расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в т.ч. расходы на изобретательство;
— расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Изменения внесены Федеральным законом № 195-ФЗ и применяются к правоотношениям, начиная с 01.01.2007 г.

Материальные расходы.
Материальные расходы принимаются к уменьшению налоговой базы в порядке, предусмотренном статьей 254 главы 25 НК РФ. Для целей налогообложения определение стоимости товарно-материальных ценностей может осуществляться с использованием следующих вариантов оценки:
- метод оценки по стоимости единицы запасов. В этом случае налогоплательщику необходимо определять стоимость каждой единицы запасов и отслеживать ее использование в производственном процессе.
- Метод оценки по средней стоимости. При этом методе на первом этапе определяется средняя стоимость товарно-материальных ценностей. Для этого остаток в рублях на начало квартала складывается с приходом за квартал, и общая стоимость делится на сумму остатка и прихода в натуральных показателях. Стоимость отпущенных в производство товарно-материальных ценностей определяется произведением полученной средней стоимости на натуральный показатель отпуска в производство.
- Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Метод основан на предположении о том, что наиболее ранние из поступивших партий запасов отпускаются в производство самыми первыми. Применение метода возможно только в случае партионного учета товарно-материальных ценностей. Стоимость каждой отдельной единицы в партии одинакова. Сумма материальных расходов определяется исходя из стоимости списанных в производство партий и частей партий.
- Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Метод основан на предположении о том, что так как стоимость товарно-материальных ценностей в течение времени меняется, то цена последних по времени закупок будет наиболее точно отражать стоимость отпущенных в производство материальных ресурсов.
В соответствии с изменениями, внесенными в подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, расходы на приобретение сырья и материалов признаются в целях упрощенной системы налогообложения после их фактической оплаты и списания в производство. Исходя из этого, обязательными для соблюдения являются оба условия – как оплата, так и фактическое использование.

Расходы на оплату труда.
Расходы на оплату труда определяются с учетом требований статьи 255 НК РФ.В соответствии с данной статьей к расходам на оплату труда относятся любые выплаты работникам, обусловленные положениями Трудового кодекса РФ, индивидуальным и коллективным трудовыми договорами, а также нормами законодательства РФ. Однако, существуют проблемные вопросы касательно выплат сотрудникам, осуществляемых за счет Фонда социального страхования. В связи с тем, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты единого социального налога, то они не уплачивают взносы в Фонд социального страхования. Тем не менее, оплата больничных листов и ряда других выплат должна осуществляться за счет средств Фонда социального страхования.
Согласно ст.2 Федерального закона от 24 июля 2002 года N104-ФЗ, 5% единого налога перечисляется в Фонд социального страхования. Однако налогоплательщикам не предоставлено право уменьшать сумму налога, причитающуюся к уплате в Фонд, на величину пособий, выплаченных работодателем за счет средств Фонда. Поэтому суммы пособий, вероятно, будут перечисляться налогоплательщику непосредственно со счетов Фонда социального страхования.

Расходы на все виды обязательного страхования работников и имущества.
Расходы на все виды обязательного страхования работников и имущества включают в себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ.
Порядок начисления взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом « Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ. В данном законе предусмотрено, что объект обложения страховыми взносами и база их начисления определяются в соответствии с требованиями главы 24 НК РФ «Единый социальный налог».
Порядок начисления взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется Федеральным законом « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ. В соответствии с законом Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 года N184 были утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расходы по обязательному страхованию имущества, установленные законодательством РФ, уменьшают налоговую базу в пределах тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций. В том случае, если такие тарифы не утверждены, то данные расходы принимаются к уменьшению в фактически оплаченном размере.

Суммы налога на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным товарам, работам и услугам.
В соответствии с главой 26.2 суммы НДС относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу. Для того чтобы получить право отнести данные затраты к расходам, необходимо наличие входящих счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Счет-фактура, полученная от продавца, должна содержать следующие реквизиты:
- порядковый номер;
- дату выписки;
- наименование, адрес и ИНН продавца и покупателя;
- наименование, адрес грузоотправителя и грузополучателя;
- номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг ( это требование актуально для плательщиков НДС, а следовательно, не актуально для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения);
- наименование отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), единица измерения;
- количество ( объем) отгруженных товаров ( выполненных работ, оказанных услуг);
- цену ( тариф) отгруженных товаров ( выполненных работ, оказанных услуг) без учета налога;
- стоимость всего количества ( объема) отгруженных товаров ( выполненных работ, оказанных услуг) без налога;
- сумму акциза по подакцизным товарам;
- налоговую ставку НДС;
- сумму НДС;
- стоимость всего количества ( объема) отгруженных товаров ( выполненных работ, оказанных услуг) с учетом налога;
- страну происхождения товара;
- номер грузовой таможенной декларации.
Следует отметить, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Все суммы налога относятся на расходы и не включаются в первоначальную стоимость имущества, работ, услуг. Суммы налога относятся в уменьшение налоговой базы единого налога по мере их оплаты.

Проценты за предоставление в пользование денежных средств.
Для целей уменьшения налоговой базы принимаются проценты, уплаченные по кредитам и займам без ограничений по размерам. Однако уплаченные проценты должны быть начислены за отчетный ( налоговый) период либо прошедший налоговый период. Проценты, уплаченные авансом, принимаются к уменьшению в том периоде, за который они уплачены.

Расходы на обеспечение пожарной безопасности и расходы по охране имущества. Данные виды расходов принимаются в полном объеме к уменьшению налоговой базы, так как никаких ограничений в главе 26.2 не содержится.

Расходы на содержание служебного и личного транспорта. Организации и индивидуальные предприниматели уменьшают налоговую базу на сумму фактически произведенных расходов на содержание служебного транспорта. К данному виду относятся расходы по оплате топлива, приобретению запасных частей, ремонту, техническому обслуживанию автомобилей, а также другие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта.
Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов уменьшают налоговую базу только в пределах норм, установленных Правительством РФ. Данные нормы применяются только для исчисления единого налога.
Для принятия затрат на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу, необходимы:
- копии документов, подтверждающих наличие у сотрудника в собственности легкового автомобиля или мотоцикла;
- подтверждение разъездного характера работы сотрудника.
Разъездной характер работы сотрудников может подтверждаться положениями трудового договора или должностными инструкциями, принятыми в организации или у индивидуального предпринимателя.

Расходы на командировки.
Налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставлено право уменьшать налоговую базу на величину понесенных командировочных расходов.
Служебной командировкой принято считать поездку работника по распоряжению руководителя организации ( индивидуального предпринимателя) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.
При этом, служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной характер, не считаются командировками.
Направление работника в командировку оформляется командировочным удостоверением. Если работник направляется в командировку и возвращается из нее в тот же день, командировочное удостоверение может не выписываться. Однако для подтверждения факта направления в командировку, наличие приказа руководителя обязательно.
Большинство расходов на командировки уменьшает налоговую базу по единому налогу в полном объеме. К таким расходам относятся:
- расходы на проезд к месту командировки и обратно;
- расходы по найму жилого помещения;
- расходы по оформлению виз, паспортов, приглашений и иных аналогичных документов;
- консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и другие аналогичные расходы и сборы.
Суточные и полевое довольствие , выплачиваемые сотрудникам за время нахождения в командировке, учитываются в размерах, установленных Правительством РФ.

Расходы на совершение нотариальных действий.
Услуги государственных и частных нотариусов по нотариальному заверению документов уменьшают налоговую базу по единому налогу в пределах тарифов, установленных в законодательном порядке.

Расходы на аудиторские услуги.
Все услуги аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов состоят из непосредственно аудита и сопутствующих аудиту услуг. Исходя из Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ « Налог на прибыль организаций», под аудиторскими услугами понимаются услуги, связанные только с проверкой достоверности бухгалтерской отчетности. Сопутствующие аудиту услуги к аудиторским не относятся.

Расходы на почтовые услуги и услуги связи.
В соответствии с главой 26.2 к расходам, уменьшающим налоговую базу по единому налогу, относится оплата почтовых, телеграфных, телефонных и других подобных услуг, а также оплата услуг связи.

Расходы по приобретению и поддержке программных продуктов.
Налогоплательщикам предоставлено право уменьшать налоговую базу по единому налогу на расходы, связанные с приобретением права на использование прграмм для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем ( по лицензионным соглашениям). К данным расходам также относятся расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Расходы на рекламу.
Порядок уменьшения налоговой базы по единому налогу на величину рекламных расходов регулируется статьей 264 НК РФ ( см. главу « Налог на прибыль организаций»).

Расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.
Налоговый кодекс не дает определения данным расходам. По этой причине к данным расходам можно отнести затраты, связанные сновым производством или новым видом продукции. Например:
- проверка готовности новых предприятий, производств, цехов и агрегатов к вводу их в эксплуатацию путем комплексного опробования ( под нагрузкой) всех машин и механизмов ( пробная эксплуатация) с пробным выпуском предусмотренной проектом продукции, наладкой оборудования;
- затраты на подготовку и освоение производства нового вида продукции.
Не относятся к данному виду затрат, а относятся к расходам на приобретение основных средств:
- затраты на индивидуальное опробование отдельных видов машин и механизмов и на комплексное опробование ( вхолдостую) всех видов оборудования и технических установок с целью проверки качества их монтажа;
- затраты на содержание дирекции строящегося предприятия, а при ее отсутствии – группы технического надзора, а также затраты, связанные с приемкой новых предприятий и объектов в эксплуатацию;
- затраты по подготовке кадров для работы на вновь вводимом в действие предприятии.

Расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров
Согласно уточненной редакции подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ наряду с непосредственно расходами по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в целях налогообложения признаются также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.
Изменения внесены Федеральным законом № 195-ФЗ и применяются к правоотношениям начиная с 01.01.2007 г.

Иные расходы, учитываемые в целях налогообложения
Согласно изменениям, внесенным в главу 26.2 НК РФ и которые распространяются на правоотношения с 01.01.2007 г., в целях налогообложения признаются также следующие расходы:
на обслуживание контрольно-кассовой техники (подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
по вывозу твердых бытовых отходов (подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
Изменения внесены Федеральным законом № 195-ФЗ и применяются к правоотношениям начиная с 01.01.2007 г.

Суммы возврата покупателям полученных авансов уменьшают доходы соответствующего периода
П. 1 ст. 346.17 НК РФ дополнен нормой о том, что в случае возврата организацией сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), на сумму возврата должны быть уменьшены доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат. Следовательно, в таком случае подавать уточненную налоговую декларацию не потребуется.
Изменения внесены Федеральным законом № 195-ФЗ и применяются с 01.01.2008 г.

Договор простого товарищества
В соответствии с новой редакцией пункта 4 статьи 346.13 НК РФ, расширен перечень оснований, по которым организация может утратить право на применение УСН. В частности, если налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» становятся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, то они теряют право на применение УСН с начала того квартала, в котором заключен такой договор. Ранее аналогичное мнение высказывалось Минфином России в письме от 20 ноября 2006 г. № 03-11-04/2/246.
Организации, применяющие УСН, являются плательщиками НДС не только при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, но и НДС уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ. Т.е. на участника товарищества, ведущего общие дела, возлагаются обязанности налогоплательщика НДС, даже если он применяет УСН. Он обязан выставлять счета-фактуры покупателям, и имеет право на получение налогового вычета по товарам (работам, услугам), приобретаемым для ведения совместной деятельности. Получение налогового вычета возможно только при наличии раздельного учета операций в рамках простого товарищества, и иных операций. Все вышесказанное относится и к деятельности в рамках договора доверительного управления имуществом (обязанности налогоплательщика НДС возлагаются в этом случае на доверительного управляющего).

Налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Отчетным периодом признается 1 квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

Порядок перехода с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения
В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 346.25 НК РФ организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений должны выполнить следующие правила:
1) признать в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;
2) признать в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления (если только иное не предусмотрено главой 25 НК РФ).
При этом указанные доходы и расходы признаются соответственно доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.
Если в период применения упрощенной системы налогообложения расходы на приобретение основных средств (нематериальных активов), их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и (или) техническое перевооружение не были признаны полностью в целях налогообложения, организации следует на дату перехода на общий режим налогообложения определить остаточную стоимость имущества по правилам, изложенным в п. 3 ст. 346.25 НК РФ.
Организации, ранее применявшие общий режим налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения вправе зачесть суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав), осуществляемых в период после перехода на упрощенную систему налогообложения (п. 5 ст. 346.25 НК РФ). При этом такой вычет производится в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на упрощенную систему налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения вправе зачесть суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения. Вычет при этом осуществляется в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Как известно, применять упрощенную систему налогообложения на основе патента разрешено только индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей деятельности наемных работников. Новой редакцией статьи 346.25.1 НК РФ уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, которые разрешается применять в соответствии с вышеуказанным налоговым режимом. Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год, то есть на период в пределах календарного года, и этот период не может переходить на следующий календарный год. Налогоплательщику, имеющему патент в одном субъекте Российской Федерации, предоставлено право подать заявление на получение патента на территории другого субъекта РФ. При этом патент действует только на территории того субъекта РФ, на территории которого он выдан.
Оплата одной трети стоимости патента производится в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. При оплате оставшейся части стоимости разрешено уменьшать ее на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В случае если налогоплательщик, например, имеет 2 патента: в субъекте РФ по месту жительства и в другом субъекте РФ, то он может воспользоваться правом на указанный вычет только в одном месте - по месту жительства (см. Письмо Минфина России от 14 августа 2007 г. №. 03-11-02/230).
Если законом субъекта РФ по какому-либо из видов предпринимательской деятельности размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не изменен на следующий календарный год, то в этом календарном году при определении годовой стоимости патента учитывается размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, действовавший в предыдущем году. При этом размер потенциально возможного годового дохода ежегодно (начиная с 2008 г.) подлежит индексации на коэффициент-дефлятор.
Установлено, что переход с УСН на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент. Введена обязанность индивидуального предпринимателя сообщать в налоговый орган об утрате права на применение УСН на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения. Индивидуальному предпринимателю, перешедшему с УСН на основе патента на иной режим налогообложения, разрешено вновь перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Налогоплательщики УСН на основе патента освобождены от представления в налоговые органы налоговых деклараций. В то же время они обязаны вести налоговый учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В связи с тем, что объектом налогообложения у них являются доходы, вести налоговый учет расходов не обязательно.

Главная Напишите мне Назад Вверх Вперед

Владелец сайта: Ольга Сергеева - налоговый консультант

Используются технологии uCoz